Миллион с гектара: реальность или всего лишь несбыточная мечта?

Миллион с гектара: реальность или всего лишь несбыточная мечта?

27 сентября в Кропивницком состоялась четвертая национальная конференция «Миллион с гектара», которая проходила в рамках масштабной агропромышленной выставки «AgroExpo».

О том, как заработать миллион с гектара, уже говорили во Львове, Днепре и Запорожье. Более того, организаторы подчеркивают, что это уже второе подобное событие в текущем году, что свидетельствует о высокой заинтересованности агропроизводителей, об их желании диверсифицировать производство и осваивать новые направления.

«Миллион с гектара – это не сама цель, хотя такая выручка уже давно является реальностью в Украине. Это скорее символ эффективного использования земли. Некоторые фермеры не понимают, что выручка – это не всегда прибыль. Более того, пока продукция не продана – это только расходы!» — подчеркнул в ходе своего выступления Андрей Ярмак, экономист инвестиционного центра FАО.

Эксперт отмечает, главной ошибкой многих аграриев является убеждение, что выбор правильной «ниши» — это залог перманентного успеха бизнеса. Более того, фермеры нередко делают акцент именно на выращивании продукции, а не на ее дальнейшей реализации.

«Недостаточно просто научиться выращивать! Нужно научиться делать продукт, который был бы востребованным покупателями и соответствовал бы современным стандартам», — сказал Кейс Кьолеман, координатор проектов консультационной поддержки для малых и средних предприятий.

При этом оба эксперта сошлись во мнении, что именно фермер должен быть заинтересован в продвижении своего продукта на рынке. Поэтому отсутствие в бизнес-плане пункта о маркетинге они считают недопустимым.

Подход к выбору культуры для малых хозяйств или же диверсификация производства

Грамотный подход к выбору нишевой культуры, по мнению специалистов, безусловно, является одним из залогов успешного бизнеса. Однако при этом они подчеркивают, что одна только идея бизнеса ничего не стоит. Важно понимать пути достижения цели, сделать анализ рисков, просчитать возможные производственные затраты. В частности, в ходе мастер-класса в рамках конференции Александр Ярещенко, заместитель директора по научной работе Института садоводства НААНУ, рассказал о том, что при правильных расчетах вполне эффективной может быть и семейная ягодная ферма по выращиванию малины на небольшой площади.

Кроме того, выбор перспективных нишевых культур для производства на малых площадях весьма велик, причем многие из них уже хорошо известны потребителям, однако пока так и остаются в сегменте нишевых. Такой культурой, к примеру, является чеснок, об эскортном потенциале которого речь идет уже не один год. Однако, по словам Анны Морозовой, руководителя чесночного кооператива «УкрАП», прежде чем покорять международные рынки, украинский чеснок должен «освоить» непосредственно рынок самой Украины, вытеснив оттуда импортную продукцию.

Новые ниши – новые перспективы

В то же время, в Украине с каждым годом появляется все больше новых перспективных направлений. Причем многие из этих культур уже успешно выращиваются в других странах и даже успели выйти из разряда нишевых. Для Украины же они пока скорее экзотика, однако вполне могли бы весьма успешно выращиваться в наших климатических условиях. Ярким примером в данном случае является артишок. По данным Вадима Дудки, директора компании «Агроанализ», мировое производство артишоков достигает 1,5 млн. тонн в год. Лидерами в данном сегменте выступают Италия (440 тыс. тонн), Египет (260 тыс. тонн), Испания (230 тыс. тонн), Аргентина (105 тыс. тонн), Перу (103 тыс. тонн). Для Украины же артишоки пока являются новинкой. Однако эксперт уверяет, что эта культура оптимально подходит для выращивания в нашей стране. Более того, она отличается хорошей транспортабельностью и лежкостью, а также может вполне эффективно выращиваться даже на площади в 1 га.

В то же время, кизил уже начал постепенно покорять украинский рынок. По словам Евгения Постоленко, заведующего отделом защиты растений и аналитических измерений Опытной станции помологии им. Симиренко, на сегодняшний день в Госреестр сортов, пригодных для выращивания в Украине, уже включено 16 сортов кизила. Основным каналом сбыта этой ягоды выступает переработка, однако ассортимент продуктов из кизила весьма широкий – от заморозки, джемов и желе до компотов и купажных соков.

Выбор огромен, нужно только немного креатива и нестандартный подход

Эксперты подчеркивают, что при выборе нишевых культур не стоит ограничиваться только плодоовощным и ягодным сегментами. Весьма перспективным вариантом для производства на небольших площадях в условиях Украины может стать и выращивание лекарственных растений, например валерьяны. Как отметил в ходе своего выступления Евгений Шумейко, директор компании «Добротрав», объем мирового рынка продуктов из валерьяны достигает $400 млн. При этом только в 2017 году Украина импортировала этой продукции на $250 тыс.

Кроме того, миллион с гектара можно заработать и благодаря пчеловодству. По словам Мирона Пундора, эксперта украинского рынка, вопреки всеобщему заблуждению основным продуктом пчеловодства является не мед. Гораздо большую прибыль приносит сдача в аренду садоводам ульев для опыления.

«Прямой вклад пчел как насекомых-опылителей в производство продовольствия в мире оценивается более чем в $250 млн. По данным исследований, количество завязей плодов на 70% зависит именно от насекомых-опылителей. При этом при перекрестном опылении урожайность абрикосов увеличивается почти в 6 раз, слив – в 11 раз, а вишни и черешни – более чем в 20 раз!» — аргументирует свою точку зрения эксперт.